Тем не менее, участники рынка прогнозируют рост сегмента. Корпоративное страхование сегодня включает в себя полный комплекс страховых услуг, оказываемый страховой компанией корпоративному клиенту.
Повысили роль
Культура корпоративного страхования в России, отмечают эксперты, до сих остается слабо развитой. Однако владельцы крупного бизнеса давно оценили преимущества страхования, которое защищает их собственные финансовые риски, поэтому закладывают в бюджет расходы на страховые механизмы и тщательно подходят к выбору страховщика. «Средний и особенно малый бизнес, напротив, не готов в достаточной степени вкладываться в страхование или вообще считает его бесполезной нагрузкой на бюджет, поэтому либо имеет неполноценную страховую защиту, либо не имеет ее вообще, — сообщает генеральный директор страхового общества «Помощь» Александр Локтаев. — Введение обязательного страхования ответственности владельца опасного объекта, а также других обязательных видов, безусловно, повысило роль страхования в экономике и в долгосрочной перспективе приведет к развитию рынка. Росту сектора корпоративного страхования также должны способствовать страхование строительно-монтажных рисков, имущества, сельскохозяйственное страхование, страхование членов СРО».
Сейчас отмечаются следующие тенденции в страховании: во-первых, ужесточается ценовая конкуренция по добровольным видам, во-вторых, появляется тенденция все большего интереса банков к участию в страховом бизнесе, и в третьих — консолидация рынка, увеличение активности по слиянию и поглощению. «Самарская область следует всем этим трендам, — говорит директор филиала ООО «Первая Страховая компания» в г. Самаре Игорь Смурага. — В качестве примера можно привести слияние СК «Самара» с «Астроволгой», уход с самарского рынка Восточной страховой и перестраховочной компании. Кроме того, происходит все более серьезное проникновение в региональный бизнес федеральных промышленных и финансовых структур с принятием решения о распределении потоков бизнеса на уровне головных офисов».
Нельзя не отметить возрастающую страховую информированность в обществе, в частности, культуру предъявления претензий потребителями, которым был нанесен какой-либо ущерб — именно в этом эксперт видит основной стимул для дальнейшего развития корпоративного страхования в РФ.
Полисы по направлениям
В каких же направлениях будет идти развитие ассортимента? Эксперты считают, что рынок развивается планомерно. Закон по ОПО принят и начал действовать, в ближайшей перспективе будет принято еще несколько законов по обязательному страхованию. На выходе законопроект по ответственности перевозчиков – это большой и серьезный закон, образующий новый глобальный рынок. Закон о противопожарном страховании тоже будет принят в течение года-двух. Обсуждаются и другие варианты, например, обязательное сельскохозяйственное страхование и обязательное страхование лесов.
По мнению Игоря Смураги, в будущем страхование ответственности будет локомотивом роста корпоративного страхового рынка. «Компании уже осознают важность этого не совсем понятного ранее вида финансовой защиты, однако до сих пор практика системного бюджетирования страховых расходов (кроме обязательных видов) не до конца сформировалась, — констатирует он. — Изменение законодательства в этой области может существенно способствовать тому, что корпоративные клиенты будут обеспечивать защиту своих финансовых интересов с помощью страхования».
Еще одним фактором, оказывающим значительное влияние на динамику страхового рынка, являются законодательные изменения. В отличие от двух предыдущих факторов, законодательные новации однозначно скажутся на ускорении темпов прироста взносов в 2012 году. По оценкам «Эксперт РА», прирост взносов за счет изменений в законодательстве в 2012 году составит порядка 25 млрд рублей. Этот фактор наряду с замедлением темпов восстановления экономики и ужесточением требований банковского кредитования будет определять динамику взносов на российском страховом рынке в 2012 году.
Комплекс для корпорации
Российский рынок корпоративного страхования растет ежегодно на 12-15%, но общая ситуация на рынке прогнозируемая. Сегодня доля корпоративного бизнеса от общего объема страхования занимает не так уж много — 38-42%.
02.10.2012
07:54
Волжская коммуна, Самара Алена ПАВИЧЕВА