«В России никогда не время для больших бюджетов»

Олег Лузгинов, «Плаут Консалтинг»
14.09.2015
 

Почему от IT-проектов ценой в «один-два-три» миллиона рублей не стоит ждать ничего хорошего, когда в российском страховании, наконец, появится автоматизация и какой вариант перехода на новые план счетов и стандарты учета заведомо приведет страховщика в тупик, рассказал в интервью АСН Олег Лузгинов, генеральный директор «Плаут Консалтинг», российского подразделения международной группы Plaut.


Мы – интеграторы, и основной наш продукт – SAP, признается при встрече Олег Лузгинов. Кроме SAP, у нас есть постоянная практика и по другим продуктам, рассказывает Лузгинов, например, в ряде задач мы используем продукты OpenText, KOFAX и других вендоров. Есть отдельное направление по выработке IT-стратегий, где мы стараемся учесть все существующие возможности рынка и клиента, в его текущем техническом состоянии.

– Сейчас для многих актуальна проблема перехода на новый план счетов. Что с документацией и техзаданиями от ЦБ и какого мнения о «реформе» страховщики?

– Насколько понимаю, документы в высокой степени готовности и все основные уже есть. Страховщики по-разному видят глубину проблемы, но, в целом, все осознают и вынуждены идти на этот шаг. Крупные страховщики уже приступили к выполнению Плана перехода и намерены со следующего года в той или иной степени вести учет и готовить отчетность в новой системе.

– Ваша компания предлагает помощь в доработке информационных систем в соответствии с требованиями ЦБ. Запросы всех страховщиков примерно одинаковы? Или сталкиваетесь с разными ситуациями?

– Основное различие – в подходах компаний к реализации требований ЦБ. Подход первый: руководство страховой компании стремится к минимальному изменению процессов, лишь бы выполнить текущие требования регулятора. Подход второй: руководство компании рассматривает переход на единый план счетов и новые стандарты как повод к упорядочиванию бизнес-процессов в соответствии с лучшими стандартами отрасли, как возможность улучшения качества управления. При первом подходе стоимость модификации систем - это текущие затраты, которые в перспективе будут расти (ведь при каждом новом изменении требований со стороны регулирующих и надзорных органов придется начинать новый проект, информационная система будет обрастать «заплатками»). При втором подходе – это долгосрочные инвестиции, которые, в конечном итоге, принесут компании прибыль и откроют новые возможности для роста.

– Сколько будет стоить компаниям переход на новый план счетов и сколько времени он займет?

– Я не верю в проекты за 1-2-3 миллиона рублей для компаний из первой сотни. Бюджет для крупного страховщика – несколько десятков миллионов рублей. В целом, все зависит от особенностей проекта, размера компании-клиента, продуктовой линейки, сложности IT-систем и подхода компании к реализации требований ЦБ. Что касается сроков, есть вполне реалистичная маршрутная карта ЦБ. По нашим оценкам, на проработку требований нужно 1–2 месяца, на детальную концепцию решения – 2–3 месяца, на реализацию – от 3 до 6 месяцев. В итоге, весь проект займет от 6 до 9 месяцев. Еще полгода стоит предусмотреть на «вторую волну» изменений, ведь следует понимать, что требования ЦБ сейчас не в конечном варианте и не до конца сформулированы.

– Вносит ли свои коррективы текущая экономическая ситуация? В России сейчас не время для больших бюджетов?

– В России никогда не время для бюджета, а в страховании вообще никто никогда не хвастался крупными бюджетами, в отличие, например, от банковской отрасли. Цель, которую мы ставим перед собой, оказывая страховым компаниям поддержку в переходе на новый план счетов, не в том, чтоб быстро заработать на срочных мерах, связанных с переходом. Для нас такие проекты – это прежде всего проекты трансформации бизнеса, средняя и долгосрочная перспектива, три-пять лет. При этом изменения ЦБ – это повод начать наводить порядок в процессах, а не конечная цель. Мы верим, что за этот срок кризис закончится и компании-лидеры начнут инвестировать в автоматизацию и новые продукты.

– Сколько человек обычно в команде на страховых проектах?

– С нашей стороны – от 5 до 12 человек. Опять же зависит от конкретного проекта. Для компании из топ-10 общая проектная команда может доходить до 50 человек, на средних проектах – до 20.

– Что определяет успех проектов, связанных с переходом на новый план счетов?

– Больше значение имеет отношение к данной задаче со стороны ключевых менеджеров компании, заинтересованность в проекте всех сторон: бухгалтерии, финансов, аудита. Требования ЦБ – это объективная реальность, которая ставит перед участниками рынка страхования определенные задачи. И от них не уйти. Общими усилиями можно и необходимо сделать так, чтобы для компаний эти новые задачи стали возможностью, а не проблемой. Конечно, это потребует усилий, внутренних ресурсов. Надеяться, что придет «доктор» и быстро «вылечит», не приходится. Особенно для крупных компаний со сложными процессами это не верные ожидания, даже опасные. Но усилия не будут напрасными. По нашим оценкам, подобные проекты приносят позитивные эффекты уже в среднесрочной перспективе: позволяют по-новому взглянуть на процессы, на информационные системы, провести качественные преобразования.

– Многие страховщики сейчас выбирают способ перехода на новый план счетов: путем трансформации существующего учета или выстраивания нового учета «с нуля». Какой из этих вариантов, с вашей точки зрения, предпочтительнее?

– Мы опять возвращаемся к подходам, которые обсуждали ранее. По моему мнению, трансформация может быть либо временным решением, либо хороший решением для компании, у которой выстроены все учетные системы и процессы так, что обеспечивают идеальное соответствие требованиям всех видов отчетности, включая прежде всего управленческую, а отчетность ЦБ рассматривается этой компанией как один из видов внешней отчетности.

Например, у «дочек» иностранных компаний, где система учета «навязана» материнской структурой, надстройка над существующей единой системой учета для отчетности ЦБ даже не обсуждается, ибо это вынужденная операция, и она оправдана требованиями регулятора.

Российский рынок страхования постепенно синхронизируется с европейским и процесс этот длительный, мы только в начале пути. Объем текущих требований ЦБ нельзя рассматривать как полный и законченный, он все время будет видоизменяться. И «надстройку» к информационной системе придется все время «подтачивать» под модель. Страховщик столкнется с необходимостью поддерживать собственные процессы, вести учет и формировать отчетность по требованиям ЦБ и требованиям налоговых органов. То есть тройные затраты каждый год.

Я глубоко убежден, что через 10 лет у 90% компаний учет по ЦБ будет основным, ведущим видом учета, а все пережитки прошлого отомрут.

– Какие ошибки наиболее типичны для IT-проектов российских страховщиков?

– Ждать и надеяться, что все само собой образуется. Начинать действовать, конечно, нужно было еще вчера. Рассчитывать на готовое решение из «коробки» не стоит. Мы рекомендуем выбирать, прежде всего, возможности самой платформы. Ведь так вы, по сути, формируете «корневую систему» бизнеса, от которой зависит, насколько крепким и здоровым он будет, какие плоды принесет. Помните, что бизнес-процессы любой успешной компании – это составляющая ее стоимости.

– Чем еще вы занимаетесь?

– У нас компания с длинной историей. С 1946 года, с начала существования, в Германии Plaut представлял консалтинговые услуги в области управленческого учета и контроллинга, а основатель компании – Ханс Георг Плаут – основатель концепции немецкого контроллинга. С конца восьмидесятых в Германии мы участвовали в разработке финансовых модулей SAP. Теперь внедрение корпоративных информационных систем составляет 80% оборота компании. Сейчас мы в России ведем глобальных корпоративных клиентов, помогая им разворачивать здесь собственные системы. Также работаем и с российскими клиентами, включая страховой рынок. Последний – потому что у нас за плечами опыт группы msg, компании с полу миллиардным оборотом (в евро), в которую Plaut вошла в 2011 году. Клиентами msg являются практически все крупные страховые компании в мире, которые используют продукты SAP. Группа внедряет проекты трансформаций IT-систем для ряда ведущих страховых компаний в Азии, Китае, на Ближнем Востоке.
 
– И что, есть спрос и интерес?

– Да, есть. Есть определенные вызовы, сложности, но у нас страховое направление активно развивается, даже с точки зрения роста оборота по нему внутри компании. Сейчас, наверное, это до четверти объема нашего бизнеса.  

–И что пользуется спросом, тем более, что у вас и конкурентов на рынке не мало?

– У нас уникальная позиция, и я считаю, что мы, единственные, кто обладает всей компетенцией по комплексному внедрению продуктов и решений для страховщиков от SAP. У нас есть глобальный опыт по всем решениям. От урегулирования убытков до управления комиссионным вознаграждением и договорами, автоматизации финансового учета, страховых систем и систем документооборота. Включая интеграцию с регуляторами, ЦБ, РСА, партнерами. Все – от проработки бизнес-предложений до конечной интеграции и обслуживания. Мы не ограничиваемся только разработкой и внедрением ИТ систем. В консалтинге есть отдельный интересный продукт – проработка стратегии развития с учетом вызовов «цифрового», «digital» окружения. Все больше и больше продуктов уходят в «онлайн». Это открывает новые возможности для страховщика, меняет приоритеты в развитии ИТ систем, предъявляет новые требования к ним. Я вот приложением своего страховщика (показывает телефон) почему-то не очень часто пользуюсь, а многие, между тем, стремятся разработать и внедрить. Есть отдельное направление страховой телематики, где есть приложения, например, по отслеживанию моделей поведения водителей на дороге, как MyMiles и Telematics Analyzer (http://www.telematicsanalyzer.com/).  
...