Так ли страшен «период охлаждения»
– То, что регулятор закрепил право страхователя на «период охлаждения», является знаковым событием с точки зрения формирования цивилизованного рынка страховых услуг. В том или ином виде подобная опция существуют в большинстве видов розничных услуг.
Однако роста количества желающих воспользоваться этим правом мы не наблюдаем – как, впрочем, и ожидали. К моменту принятия указания ЦБ о «периоде охлаждения» проблема навязывания дополнительных услуг к ОСАГО сошла почти на нет сама собой. Во-первых, пик навязывания наблюдался больше года назад, до повышения тарифов на ОСАГО. После того, как тарифы выросли, количество случаев навязывания дополнительных услуг резко снизилось. Кроме того, к моменту введения «периода охлаждения» ЦБ ввел штрафные санкции за навязывание допуслуг.
Многие страховые компании – и «МАКС» в их числе – ввели «период охлаждения» в добровольном порядке задолго до того, как он стал обязательным. Как показал опыт, воспользовалось этой возможностью ничтожное количество страхователей – менее 1% . Причем это касается не только ОСАГО, но и других сегментов, например страхования, связанного с кредитованием. Что не кажется удивительным – в большинстве случаев все же клиент покупает полис осознанно.
Так что можно констатировать, что введение данной опции, хотя и, безусловно, является шагом в сторону повышения уровня открытости и качества страхования для потребителей, де-факто никаких заметных последствий для страховщиков не повлекло.
Беседовала Елена Фельгенгауэр