Прочитал заметку коллеги о «вакханалии посредников». Предлагаю для начала разобраться в том, кто именно участвует в сей вакханалии.
Если поизучать страховые и не очень страховые ресурсы (например, www.autoins.ru), легко можно убедиться в том, что первый случай массовой пропажи полисов был зафиксирован задолго до «эпохи недобросовестных посредников». Это началось еще в 2005 г. – со скромной цифры 18 323 полиса «Западно-Сибирской транспортной страховой компании». Всего, по данным РСА, ненадлежаще исполнившие свои обязательства страховщики, ушедшие с рынка до марта 2010 г., утащили 2 500 000 полисов. Если сопоставить эти данные с заявленными объемами ущерба, нанесенного страховщикам мошенничающими посредниками, то получается, что вакханалия все-таки общая: и страховщиков, и посредников.
И самый главный вопрос – а действительно ли все так плохо? Давайте, например, оценим объем премий, поступающих страховщикам от добросовестных посредников, и сравним его с убытками от мошенников. Экспертные и исследовательские оценки сходятся к тому, что на долю страховых посредников сегодня приходится от 50 до 65% розничного страхования в России. Это десятки миллиардов рублей. Обсуждаемая доля мошенников в этой сумме просто теряется. Так зачем клеймить всех посредников?
Добросовестные страховые посредники страдают от своих злоумышленных собратьев не меньше, чем страховщики, а потому готовы объединять усилия со страховщиками для прекращения «вакханалии». Но вакханалии не посредников, а мошенников.
Надо понимать, что главное оружие мошенника – деперсонификация рынка и его непубличность как участника этого рынка. Будем знать героев в лицо – решим массу проблем. Например, недобросовестный участник рынка или мошенник вряд ли будет участвовать в работе профессионального объединения или вряд ли подаст сведения о себе в открытый реестр.
Страховщики хотят минимизировать риск недобросовестных и мошеннических действий со стороны посредника? Ни лицензирование, ни тотальная сертификация, ни привязка агентов не решат главной задачи: формирования финансовой защиты страховщика от возможных недобросовестных действий агента.
Добросовестные страховые посредники готовы дать такие гарантии, но это не тождественно утверждению, что компания-агент готова дать по депозиту каждому страховщику. На всех, извините, денег не хватит. Значит, надо создавать единый механизм предоставления фингарантий должного уровня: это формирование саморегулируемых организаций и коллективная ответственность участников рынка перед своими партнерами. Взаимная ответственность.
Все мы заинтересованы в развитии страхового рынка, привлечении клиентов. Чтобы наконец направить страховой рынок в конструктив, необходимо совместно разработать стандарты профессионального взаимодействия страховщиков и профессиональных страховых посредников. Это и стандарты терминологии (см. мою предыдущую заметку), и стандарты документооборота, включая систему подтверждения полномочий посредника, его участие в едином реестре, и стандарты выполнения взаимных обязательств страховщика и его представителя.
«Будем знать героев в лицо – решим массу проблем» — когда развалился Гарант сервис – где были страховщики? Когда организовался «ФинСтар» – страховщики не знали чьё это лицо? (или иная часть тела).
Николай! Не могу не согласиться с Вами, что причиной «вакханалии» являются страховщики. К сожалению, у страховщиков до сих пор нет единой позиции по основному ряду ключевых вопросов. Банкиры нашли общий язык значительно быстрее
Я не очень представляю в рамках какого сообщества возможно «совместно разработать стандарты профессионального взаимодействия страховщиков и профессиональных страховых посредников».
И как определить «профессионализм страховых посредников»?.. Это кто? лицензированные Брокеры? доля которых в продажах ритейловых продуктов минимальна??? Или иные посредники, учет которых не ведется?
«гордиев» узел нужно с чего то развязывать. Когда мы начинали разрабатывать ППД по КАСКО-ОСАГО, многие были уверены- работать не будет, однако работает
Доброе утро, коллеги!
Читая Ваши комментарии, задаешься вопросом: " На сколько профессиональны сотрудники страховых компаний? "
Обратите внимание на стандарты профессионализма в СК, есть ли подтверждение Ваших знаний в СК (тестирование сотрудников), руководители подразделений имеют ли высшее экономическое образование или они педагоги, медики, биологи, физкультурники или военные?
В СК отсеивать мошенников должны службы безопасности, насколько они профессиональны?
Есть ли положение по работе с посредниками, что Вы от них ожидаете, можете ли квалифицировать посредника ( что он может принести в СК), ибо страховым посредником можно назвать Сбербанк?
А разбирая страховых посредников, Вы обратите внимание откуда они вышли, а именно из какой страховой компании. Ибо большинство посредников бывшие страховщики. А «герои» в любой страховой компании есть…
йонас, Ваше утверждение по профессионализму в СК догматично. Поверьте, профессионализм и образование не идентичны… Мой брат (генеральный директор солидного предприятия) при виде человека с дипломом менеджера хватается за гипотетический пистолет. Высшее экономическое образование без различных опытов (житейского, административного, инженерного, психологического и т.д. и т.п.) мало чего стоит, особенно в страховом деле. Кстати, военных охотно берут на работу потому что за время службы ими приобретается настолько разносторонний опыт, который в сочетании с привычкой выполнять поставленные задачи образует достаточно эффективный сплав.
alone, кто на что учился или купил, а образование не купишь. В РФ гендиректоры не по знаниям становяться… А Вы давно в страховании?
йонас, тут Вы меня раскусили, в страховании я недавно. Но… Образование (высшее) дает умение, пользуясь головой и литературой, возможность разобраться в новой проблеме, задаче, ситуации. И это, на мой взгляд, самое важное качество высшего образования. Опыт дает возможность понять в каких условиях проходит процесс. Но, образование дает возможность, а пользуются ею немногие. Основная масса специалистов работают по шаблону, которому их обучили в ВУЗе, и отступать от него очень боятся. Пример — как в страховом деле, так и в деле, которым я занимался до этого, видел массу финансовых работников, которым было просто наплевать на то, чем занимается организация, главное чтобы сумма сошлась. И это не молодые специалисты. А вот опыт — это что-то вроде рефлекса, который тебя предупреждает, иногда даже на уровне подсознания. Вы поймите, я не отрицаю необходимость образования, но при нынешнем состоянии высшей школы…
Спасибо всем за комментарии! Светлана, что касается Вашего вопроса относительно профессионального сообщества.
Думаю, что 100% единой позиции никогда не будет. Однако, есть ВСС, есть наше объединение, которое объединяет страховых агентов — юридических лиц. Почему не начать разработку таких стандартов на существующей базе?
Что касается профессионализма страховых посредников, то его можно определить также как и профессионализм страховщиков и др. Знания, опыт работы, репутация.
Формализовать, думаю, также можно, если заняться этим вопросом.
Мы готовы к работе и диалогу. А Вы?
Николай! Безусловно, я ЗА попытку найти общий язык.
Вот только как сделать договоренности обязательными для соблюдения участниками, я пока не представляю
Но, глаза боятся, а руки делают
Коллеги! Мы живем и работаем в России. Страховой рынок достаточно молод. То что мы сейчас обсуждаем — это болезнь роста, которой необходимо переболеть, чтобы привился иммунитет. Со временем регулятор или СРО возьмут под контроль и искоренят до минимума обсуждаемую проблему. В любом бизнесе есть мошеничество и страхование не исключение. Надо страховщикам правильно поставить работу с посредниками (а не гнаться за увеличением портфеля любой ценой!) и проблема уйдет сама.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах