Зумеры склонны к накоплениям и реже берут микрозаймы
Эксперты Сравни провели анализ финансового поведения миллениалов и зуммеров в 2024 году. Миллениалы и зуммеры - две группы, которые разделены не только по возрасту, но и по финансовым привычкам и подходам к накоплению. В качестве единого ядра можно выделить использование технологий и стремление к устойчивому инвестированию, однако их подходы к кредитам, сбережениям и рискам заметно отличаются. Эти различия во многом объясняются экономическими условиями, в которых выросло каждое из поколений.
Вклады и накопления
В 2024 году на сайте Сравни наблюдается интересное распределение среди депозитных и накопительных программ между миллениалами и зуммерами. Соотношение женщин и мужчин среди миллениалов составляет 52,9% к 47,1% соответственно, причем среди обладателей высшего образования оно равное – 50% к 50%. Средний срок вклада для женщин-миллениалов равен 5,5 месяца, тогда как для мужчин – 6,2 месяца. Суммы вкладов также варьируются: женщины вносят в среднем 842 981 рубль под 18,1% годовых, мужчины – 775 003 рубля под 18,3% годовых.
Среди зуммеров ситуация выглядит несколько иначе. Здесь соотношение женщин и мужчин составляет 46,6% к 53,4% соответственно. В части образования тренд схож с миллениалами: 50% к 50%. Однако зуммеры демонстрируют более высокие средние сроки вкладов: у женщин он составляет 7,2 месяца, у мужчин – 7 месяцев. Что касается суммы вкладов, женщины-зуммеры вносят в среднем 906 983 рубля под 17,9% годовых, мужчины – 901 509 рублей под 18,8% годовых.
Следовательно, поколение зуммеров, хотя и представлено от общего числа вкладчиков в меньшем процентном соотношении относительно миллениалов (48,4% к 51,6%), проявляет явное стремление к накоплениям и созданию финансовой подушки. Зуммеры делают более значительные вклады по сравнению с миллениалами, что подчеркивает их финансовую целеустремленность и осознанный подход к сбережениям.
Кредитный рейтинг
Если говорить про средний кредитный рейтинг миллениалов и зуммеров, то он составляет 632 и 518 баллов соответственно. Из чего можно сделать вывод, что банки охотнее одобряют кредиты миллениалам. Регионами-лидерами по финансовой грамотности среди миллениалов являются Белгородская, Калининградская, Калужская и Орловская области. Регионы-лидеры по финансовой грамотности среди зуммеров: Мордовия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Белгородская и Архангельская области, а также Москва. Регионы-аутсайдеры среди миллениалов: Тыва, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская республика. Среди зуммеров: Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и Алтай.
“Один из ключевых параметров, влияющих на кредитный рейтинг – это возраст кредитной истории. Как правило, банки рассматривают длительный стаж и разнообразие использования кредитных продуктов как признак надежности и финансовой устойчивости заемщика. Продолжительное обращение к кредитам свидетельствует о способности заемщика эффективно управлять своими финансовыми обязательствами и поддерживать положительную репутацию перед кредитными организациями. Наличие разнообразных кредитных продуктов в арсенале заемщика значительно улучшает его кредитный рейтинг и демонстрирует, что он способен одновременно справляться с несколькими финансовыми обязательствами. Полагаю, что развитие образовательных инициатив и информационных кампаний может сыграть большую роль в повышении финансовой осведомленности населения и, как следствие, улучшить его кредитные истории - особенно среди зуммеров и в регионах-аутсайдерах кредитного рейтинга”, - отмечает Виктор Буланов, руководитель продукта Кредитный рейтинг в Сравни.
Частотность открытия кредитных продуктов
Эксперты Сравни также проанализировали частотность открытия кредитных продуктов двух поколений в 2024 году. Так, например, зуммеры чаще открывают микрозаймы - они на первом месте с 46,5% от общего числа открытых кредитных продуктов, кредиты на втором месте - 26%, кредитные карты на третьем - 25,7%. Миллениалы также чаще в 2024 году открывали микрозаймы - 39,8%, далее идут кредиты - 29,5%, затем кредитные карты - 27%. Таким образом, мы видим, что предпочтения в выборе кредитных продуктов у двух поколений совпадают, однако, если сравнить доли открытых кредитных продуктов у миллениалов и зуммеров, то получается соотношение 62,4% к 37,6% соответственно, что свидетельствует о большем интересе миллениалов к этим финансовым инструментам.
Сравни также фиксирует ТОП-3 региона с наиболее высоким показателем долговой нагрузки (ПДН). Среди миллениалов это Алтай, Орловская область, Карачаево-Черкесская Республика. С наиболее низким ПДН - Магаданская область, Приморский край, Ингушетия. У зуммеров ТОП-3 региона с наиболее высоким ПДН - это Мурманская и Белгородская области, а также Чувашия. С наиболее низким ПДН - Приморский и Камчатский край, а также Карачаево-Черкесская Республика.
Финансовое состояние
ТОП-3 региона с наиболее обеспеченными людьми среди миллениалов согласно среднему показателю доходов: Москва (156 277 рублей), Московская область (151 277 рублей) и Магаданская область (136 767 рублей). У зуммеров также лидируют Московская область (105 895 рублей), Москва (105 657 рублей) и Камчатский край (105 336 рублей).
“Поколение миллениалов, родившихся между 1981 и 1996 годами, часто встречается с вызовами в управлении своими финансами, что обусловлено экономическими кризисами, которые они пережили. Эта демографическая группа предпочитает традиционные способы накопления: хранение средств на банковских счетах и инвестирование в недвижимость. В отличие от них, зуммеры, появившиеся на свет в период с 1997 по 2012 год, имеют иной взгляд на финансовые вопросы. Они выросли в эпоху цифровых технологий и получили широкий доступ к информации. В это время вопрос финансовой грамотности вышел на один из первых планов и стал важной темой для обсуждения среди населения. Как результат, зуммеры предпочитают избегать открытия кредитных счетов, предпочитая депозиты и другие менее рискованные способы управления своими деньгами”, - комментирует Магомед Гамзаев, директор кредитного направления в Сравни.
Информация о компании
Сравни — лидирующий финансовый маркетплейс для подбора страховых, банковских и образовательных продуктов. Ежемесячная аудитория сервиса превышает 18 млн пользователей. Сравни входит в топ-5 крупнейших российских финтех-компаний, по версии исследовательского агентства Smart Ranking, а также в топ-30 самых дорогих интернет-компаний России, по версии журнала Forbes.